[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционные технологии преодоления ОНР (Троицкая Л.В.,учитель-логопед ДОУ№5 г. Полярный)
Нетрадиционные технологии преодоления ОНР
earlyhelpДата: Пятница, 20.12.2013, 18:53 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
Нетрадиционные педагогические технологии коррекции преодоления общего недоразвития речи у детей раннего возраста

Троицкая Людмила Владимировна, 
учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 "Звездочка"
г.Полярный

Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дети с
речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато
как можно раньше. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью работа ведется в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой моторики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация работы мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизношения; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов.

В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные
логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого
дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на
протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии
с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.

Массаж карандашами в логопедической коррекции.
В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый
примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому - потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.
 
Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета - карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
«Прятки»
Взять короткий карандаш и сжать его в кулачке, спрятать. А теперь спрятать в другой руке.
Карандашик посжимаю 
И ладошку поменяю.

«Пианино»
Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев.
Прижимать карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимать сильно.
Пальчики прижимаю
На пианино я играю.

«Утюжок»
Взять толстый карандаш. Положить его на стол. «Прогладить» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатать карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево- как хочу.

Японская методика пальцевого массажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца - повышает активность мозга,
массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,
массаж среднего пальца - улучшает работу
массаж безымянного пальца - стимулирует печень,
массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольк унервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом работа рук способствует
психическому успокоению (вязание на спицах)
 
предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Совет взрослым:
если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:
1.Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками : их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами,"стрелять", направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
«Бусинки-горошинки»
Покатаю я в руках
Бусинки,горошинки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики,ладошки.
3.Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами удерживать
несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4.Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Теневой театр

Дети очень любят игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. Воздействие на чувства детей возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зрительных образов, с музыкой и живописью.
Небольшие пьесы – инсценировки можно создать вместе с детьми на основе сюжетов народных сказок, песенок, потешек, художественных рассказов, стихотворений. В театре теней художественные произведения инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений, предметов быта.
Силуэты окрашены в черный цвет, проецируемый на экран, обтянутый неплотной белой тканью, путем подсвечивания
сверху, сзади, за экраном. В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поз и движений.
Сначала исполнителем является взрослый, его действия за экраном не видны детям. Маленький спектакль дает простор
фантазии детей. Техника исполнения, "оживления" героев остается за экраном, невидимой для детей, именно
поэтому у них возникает ощущение "чуда". Посмотрев несколько таких спектаклей,детям непременно захочется попробовать роль артистов. Когда возникает такое желание, взрослый должен показать, как можно получить изображения животных: при складывании определенным образом пальцев.

Оборудование простое: стена или экран, настольная лампа (источник света). В процессе такого интересного занятия у детей развиваются движения кистей и пальцев рук, и пробуждается положительное эмоциональное отношение к игре.
Для развития детской фантазии, свободы и координации движений рук, а также эмоциональности и выразительности речи можно использовать театр картинок, настольный театр, театр Петрушки.
Литература
1.Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Педагогика, 1973.
3. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981.
4. Нармон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми. - М., 1983.
5. Никнородов Г.С. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми. - М., 1985.
6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.
7. Островская Л.Ф. Правильно ли мы воспитываем малыша. - М., 1979.
8.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.- Пб., 2000.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционные технологии преодоления ОНР (Троицкая Л.В.,учитель-логопед ДОУ№5 г. Полярный)
Страница 1 из 11
Поиск: