[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Использование песочной терапии (Боцман О.А.,педагог-психолог ДОУ №46 г.Гаджиево)
Использование песочной терапии
earlyhelpДата: Пятница, 20.12.2013, 18:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Использование песочной терапии в коррекции психоэмоционального состояния детей раннего возраста

Боцман Ольга Анатольевна
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №46 «Северяночка»
г.Гаджиево

Впервые принцип «песочная терапия» был предложен известным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Для того чтобы малыши 2-3 лет успешно адаптировались к детскому саду, мы используем песочную терапию, которая помогает снизить тревожность, нервно-психическое напряжение, поднимают настроение, способствуют возникновению положительных эмоций в этот непростой период в жизни детей.
Игра в песок, пожалуй, самый доступный и естественный способ самотерапии в детском возрасте.
Для организации песочной терапии понадобится:
- Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему
поля зрительного восприятия;
- Песок (обычный, но просеянный, чистый);
- Коллекция миниатюрных фигурок.
- Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет, что символизирует небо и воду.
В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через игрушку-посредника Песочную фею.
На первом этапе знакомства с песком следует использовать упражнения, которые снижают психофизическое напряжение, регулируют мышечное напряжение, расслабление:
1.Упражнение«Здравствуй, песок!»
Взрослый от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпаетего в песочницу.
- Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
- Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка».
2.Упражнение«Песочный дождик»
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можетеустроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3.Упражнение«Необыкновенные следы»
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Затем,после того как дети познакомились с песком, «Песочной феей», с правилами игры в песок, можно переходить на
игры-занятия, которые мы назвали «Песочный детский сад».
В данных играх обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности
выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а
также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками
реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник,выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
Среди игрушек выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном
детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок»:
Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудной, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка
наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный
опыт» будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу в адаптационный период детей раннего возраста по коррекции психоэмоционального состояния, которое сопровождается в этот период сменой настроения, нестабильным эмоциональным фоном, тревожностью, негативизмом. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие детей. Всё это
делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Список литературы:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикумпо песочной терапии. – СПб.,2002.
2.Л.И.Васильева,Н.А.Заикина, Е.Ю.Яковлева Создание эмоционально-благополучной среды для новичков в детском саду: работа комнаты воды и песка «Волшебная капелька»// Современное дошкольное образование. Теория и практика.-2010.-№3.
3.СаковичН. А.Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб., 2006.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Использование песочной терапии (Боцман О.А.,педагог-психолог ДОУ №46 г.Гаджиево)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: