[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего возраста (Ганюхина Е.А.,воспитатель ДОУ №5 г.Полярный)
Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего возраста
earlyhelpДата: Четверг, 19.12.2013, 20:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Ганюхина Екатерина Александровна,
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 "Звездочка"
г. Полярный

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует
создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и  общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается
в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Ребенок младенческого и раннего возраста
менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования,
постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и могут привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.
Поэтому в процессе привыкания ребенка к ДОУ используют следующие формы и способы адаптации:
- элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);
- исполнение колыбельных песен перед сном;
- релаксационные игры (песок, вода);
- музыкальные занятия и развитие движений;
- сказкотерапия.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Выделяют три этапа,
предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы:
- этап спонтанного сложения и передачи историй;
- этап научного осмысления метафорического материала;
- этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. «Упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает  психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и тайны.
Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться,
но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.

Методы сказкотерапии используются в коррекционной работе с детьми, а также и в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Психолог предлагает детям работу со сказкой, сочинённой им самим (авторская программа). Работа проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок
сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Психолог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей. Наиболее важным показателем является то, что дети позволяют работать с ними специалисту без родителей, а затем становятся более активными при взаимодействии со взрослым и другими детьми.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет педагогам-психологам
использовать этот метод в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Список литературы:
1. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб. 2006
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб. 2005
4. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007.
5. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению
детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
6. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006.
7. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11.
8. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2.
9. Роньжина А.С. Занятия с детьми психолога в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. 2003.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего возраста (Ганюхина Е.А.,воспитатель ДОУ №5 г.Полярный)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: