[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » «Лекарства от жадности» (сказкотерапия) (Горшкова О.П.,педагог-психолог ДОУ №1 г. Полярный)
«Лекарства от жадности» (сказкотерапия)
earlyhelpДата: Четверг, 19.12.2013, 19:43 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
«Лекарства от жадности»
(сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста)

Горшкова Ольга Петровна,
педагог-психолог МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка»,
г. Полярный

Впервые с детской жадностью мы сталкиваемся, как правило, в тот момент, когда малышам исполняется полтора-два года. До этого возраста они обычно спокойно относятся к тому, что кто-то берет их игрушки или общается с их мамой. И дело не в том, что детишки такие щедрые от природы, просто они еще не понимают, что такое « мое» и что такое «чужое».
Тем неожиданнее и, пожалуй, страшнее для родителей внезапный переход от «щедрости» к жадности. Только что ваш милый, щедрый малыш позволял брать свои игрушки, и вдруг в одночасье, без всякого предупреждения, он начинает трестись, стоит только кому-нибудь посягнуть на то, что ему принадлежит.
Такое превращение, как правило, вызывает у родителей вполне естественный испуг.
Первое, что следует сделать родителям, - это успокоиться. Ничего страшного не происходит. Ребенок начинает осознавать себя как личность. У него появляются такие слова, как «я» и «мое». А границы своего « я» малыш распространяет на все, что ему принадлежит, что входит в его личное пространство и что он обозначает словом « мое». Только у одних малышей «я» достигает размеров комнаты, а у других- размеров Вселенной, это уже зависит от особенностей личности и воспитания.
Помните сказку про трех медведей? «Кто сидел на моем стульчике, кто ел моей ложкой, кто спал в моей кроватке?» Это возмущается маленький медвежонок, и совершенно справедливо, ведь посягнули, как он думает, на него самого. Так и дети не согласны делится своими игрушками, потому что ощущают игрушку, не говоря уже о маме, как часть себя.
Говорить о жадности в этом возрасте пока еще рано. Ребенок не жадничает, а учится отстаивать свои права. Это мы думаем, что он «бросается в бой» из-за игрушки, но для него игрушка и все, что входит в категорию « мое», - это и есть он сам. Поэтому любое посягательство на игрушку или любую вещь, принадлежащую ему, малыш воспринимает
как действия против себя.
Хорошее воздействие оказывают элементы сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста. Волшебный мир сказок оказывает огромное влияние на детскую психику, помогает ребенку изменить себя в лучшую сторону, учит преодолевать страхи и укрепляет веру в победу добра над злом.
В современной психотерапии широко используется психокорректирующий метод - сказкотерапия, не имеющий возрастных ограничений. Специалисты-психологи успешно применяют его в работе, как с малышами, так и с
взрослыми людьми. Сказкотерапия для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребенка, так как в этот
период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.
Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным,
чем просьбы родителей.
Чтение сказок маленьким детям способствует развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению.
Лучшими психотерапевтами для детей являются их родители, так как, читая своему малышу сказки, они, в сущности, используют сказкотерапию.
Для лучшего понимания содержания сказки, во время ее прочтения необходимо делать паузы и задавать ребенку вопросы, отвечая на которые, он будет связывать между собой персонажи, эмоции и события, что способствует развитию мышления и воображения.
Сказкотерапия для детей раннего возраста предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями, наделяя сказочных персонажей качествами свойственными их ребенку (умный, капризный, ленивый, жадный, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки.
Пока вашему ребенку не исполнилось трех лет его детские сказки: « Репка», « Колобок», «Курочка Ряба». Их небольшой размер, повторение имен героев, напевные описания помогут подготовить вашего малыша к развитию многих важных способностей.
Причем ваш малыш, привыкая слушать детские сказки, учится учится. Слушать, слышать, запоминать, различать добро и зло, оценивать поступки героев - всему этому научит народная сказка. После трех читайте детям сказки: « Маша и медведь», «Заюшкина избушка», « Волк и козлята». В сказках появляются диалоги. Постарайтесь голосом показать жадность волка, страх зайчика, хитрость лисы. Можно также использовать прием постановки сказки с помощью игрушек, кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает более глубокому осознанию смысла сказки.
Самый лучший и действенный способ воспитания - личный пример. И именно на этот способ в первую очередь ориентируется ваш малыш, что бы мы ему ни внушали. Дети, конечно, слышат, что мы им говорим, но они и слышат,
что мы говорим другим. Помимо того, что они слышат, они еще и видят и понимают. Если мы применяем двойные стандарты, то есть, разрешаем себе делать, то, что запрещаем делать им, дети, как разумные существа, перестают воспринимать наши назидательные беседы всерьез.
Дети нуждаются в нашей любви как в воздухе. В любви безусловной. Ребенку важно чувствовать нашу любовь каждую минуту и каждую секунду, если он не уверен в нашей любви, то старается разными способами, в том числе и превращаясь в маленького жадину. Ребенок, уверенный в нашей беззаветной любви и заботе, чувствует себя счастливым и больше ни в чем не нуждается, ведь ему принадлежит целый мир любви!

Литература:
 Хорсанд.Д « Не дам» Как перевоспитать маленького жадину (маленькие подсказки для родителей) .- М.: АСТ; Владимир, 2008.- 63 с.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » «Лекарства от жадности» (сказкотерапия) (Горшкова О.П.,педагог-психолог ДОУ №1 г. Полярный)
Страница 1 из 11
Поиск: